Из жизни Михаила Петровича Лазарева

Великий русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 г. на Владимирщине. Стать моряком было заветной мечтой мальчика с юных лет, поэтому родители определили его в Морской корпус.

В 1803 г. в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев отправился в первое заграничное плавание. Пять лет непрерывного скитания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах стали для него отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых ходил Михаил Петрович, аттестовали подростка-морехода, как «юношу ума острого и поведения благонравного».

По прибытии в Россию юный мичман отличился в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта. В то время будущий адмирал служил на корабле «Всеволод», которому пришлось в одиночку вести бой с двумя английскими линейными кораблями.

В августе 1812 г., когда Риге угрожали войска Наполеона, корабли Балтийского флота должны были отвлечь внимание  французских сил от города. Лазарев на бриге «Феникс» участвовал в отвлекающем маневре — высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута — французы оттянули к Данцигу часть своих сил, а натиск на Ригу был ослаблен.

В следующем году двадцатипятилетний Лазарев был назначен командиром только что построенного корабля «Суворов». Бриг вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Молодой капитан умело провел небольшой парусный корабль сквозь арктические льды.

Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре был назначен на шлюп «Мирный», отправлявшийся в кругосветку, на Южный полюс. Вместе со шлюпом «Восток», под командованием капитан — лейтенанта Беллинсгаузена, в 1819 г. «Мирный» отбыл из Кронштадта.

Перед отплытием была получена инструкция морского министерства. Беллинсгаузену надлежало «продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только он может достигнуть, сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

По научной части предписывалось производить астрономические определения, наблюдения над приливами и отливами, длиной секундного маятника, склонением магнитной стрелки, состоянием атмосферы, морскими течениями, температурой и соленостью моря на разных глубинах. А также  льдами, полярным сиянием и т.д. В случае открытия новых земель следовало наносить их на карту.

Плавание проходило среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном «Восток» и «Мирный» прошли невредимыми через все опасности.

Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и преодолели путь свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыт ряд островов названных в честь героев войны 1812 года.

Недалеко от острова Южная Георгия экспедиция обнаружила кусочек суши названный впоследствии в честь лейтенанта шлюпа «Мирный» Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова – также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, именем мичмана Новосильского был назван залив.

16 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» оказались возле берегов Антарктики. Но по погодным условиям были вынуждены уйти в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 9 января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю подошли к гористому берегу, который был назван берегом Александра I.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение путешественника Джеймса Кука. Англичанин утверждал, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

По возвращении в Россию Михаил Петрович был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование фрегат «Крейсер».

На «Крейсере» Лазарев совершил третье кругосветное плавание (1822-1824 гг.). Офицерами на фрегате были любимый ученик Лазарева — Нахимов и будущий декабрист Завалишин.

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром нового линейного корабля «Азов».  «Азов» вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который уважал и ценил талантливого морехода и офицера.

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

«Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. «Азову» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены. Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны — лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль «Азов» удостоился высшей награды — кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом. Позже Нахимов писал о Лазареве: «…Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела, и я смело, уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт.

С 1830 г. Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1832 г. стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем — его командующим. В этой должности Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

Черноморский флот под руководством М.П. Лазарева в 1838 г. блокировал Кавказские берега. Для действий у побережья Кавказа Лазарев выделил эскадру судов Черноморского флота, в числе которых было 6 хорошо вооруженных пароходов. Лазаревым было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало основанию здесь Новороссийского порта.

В 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе. В период 1838-1840 гг. с кораблей Черноморского флота под непосредственным руководством Лазарева было высажено несколько десантов войск генерала Раевского, которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, причем на берегу последней русские построили форт, названный именем Лазарева.

В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели уже 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям банд Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с отрядами Шамиля на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный гарнизон под командой генерала Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота.

Бандами Шамиля из огромных вековых деревьев были устроены завалы. Их  должна была уничтожить корабельная артиллерия. Ночью 8 октября русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. За ним  двинулись корабли Черноморского флота. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал Лазарев давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника.

Отряд сепаратистов потерял до 1700 человек убитыми и ранеными, был  занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М.П. Лазаревым Черноморского флота помешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.

Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля. Он прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой и прилагал все усилия, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля «Босфор».  В 1842 г. Лазарев начинает строительство для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов — «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец», «Одесса». В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи Корнилова для непосредственного руководства постройкой еще четырех пароходов («Владимир», «Эльбрус», «Еникале», «Тамань»).

Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть чертежей утверждал лично Лазарев, а часть — Корнилов. Английские инженеры немало позаимствовали для себя из этих проектов.

Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и выстроен Дом собраний, другие общественные здания города.

«Лазаревскую школу» прошли десятки новаторов будущего русского флота. Воспитанные Лазаревым черноморские моряки в дни севастопольской обороны своей храбростью вписали славные страницы в героическую историю нашей Родины. Вот почему память об адмирале так бережно хранят севастопольцы.

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК АДМИРАЛА М.П. ЛАЗАРЕВА

  Лазарев Михаил Петрович
1803 г. мая 23. Из кадет морского корпуса произведен в гардемарины. На корабле «Ярослав» был в кампании на кронштадтском рейде, после чего командирован волонтером в Англию.

1804-1808 г. Ежегодно на судах английского флота плавал в Атлантическом океане и у берегов западной Индии

1805 г. декабря 27. Произведен в мичмана.
1808 г. На корабле «Благодать» в эскадре адмирала Ханыкова плавал от Кронштадта до Юнгферзунда

1809-1811 гг. На люгере «Ганимед» и бриге «Меркурий» крейсеровал в Финском заливе.
1811 г. февраля 1. Произведен в лейтенанты

1812 г. На бриге «Феникс», под флагом английского адмирала Мартина плавал от Кронштадта до Риги откуда с десантными войсками перешел к Данцигу и потом в Свеабор.
1813-1816 гг. Командуя Российско-Американской кампании кораблем «Суворов», совершил кругосветное  плавание в Ситху

1817 г. За 18 морских кампаний был награжден орденом Св. Георгия 4 класса.
1818 г. На корабле «Память Евстафия» крейсеровал у Красной горки.
1819-1821 гг. Командуя шлюпом «Мирный» совершил плавание с учебной целью в Южный Ледовитый океан, вместе со шлюпом «Восток» под командою капитана 2 ранга Беллинсгаузена

1821 г. августа 5. Произведен за вояж в капитаны 2 ранга, и награжден пенсиею по чину лейтенанта
1821 г. августа 5. Произведен за вояж в капитаны 2 ранга, и награжден пенсиею по чину лейтенанта.
1822 г. Награжден орденом Св. Владимира 4 степ.
1822-1825 гг. Командуя фрегатом «Крейсер», совершил кругосветное плавание к северо-западным берегам  Америки.
1825 г. сентября 1. Произведен в капитаны 1 ранга с награждением орденом Св. Владимира 3 степ. и
пенсией по чину капитана 2 ранга.
1826 г. Командуя кораблем «Азов», и начальствуя отрядом из 2-х кораблей и шлюпа, перешел из Архангельска в Кронштадт.
1827 г. Командуя тем же кораблем, перешел от Кронштадта до Портсмута, откуда в должности начальника штаба эскадры контр-адмирала графа Гейдена, прибыл к берегами Морей, участвовал в наваринском сражении, за которое был произведен в контр-адмиралы и награжден английским орденом Бани и французским Св. Людовика. Находившемуся на корабле «Азов» 12-му флотскому экипажу за наваринское сражение пожалован георгиевский флаг.
1828-1830 гг. Имея свой флаг на корабле «Азов», и состоя в той же должности начальника штаба эскадры, крейсеровал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрою из 10-ти судов, привел ее из Архипелага в Кронштадт, не заходя в иностранные порта; потом, командуя отдельным отрядом судов, плавал с десантными войсками от Кронштадта до Свеаборга.
1831 г. Имея свой флаг на фрегате «Мария», командовал отрядом судов в плавании Балтийским морем и Ботническом заливом до Торнео. За предложение некоторых улучшений во флоте получил Высочайшее  благоволение.
1832 г. февраля 17. Назначен начальником штаба черноморского флота и портов. За бытность председателем комиссии по исправлению штатов вооружения и запаса военных судов награжден вместо аренды, но 1000 руб. на 12 лет «не в пример другим».

1833 г. Имея свой флаг на фрегате «Эривань» и начальствуя эскадрою, посланною с десантными войсками на помощь Турции, перешел из Севастополя на буюкдерский рейд, и простояв здесь пять месяцев на той же эскадре и с теми же войсками прибыл в Феодосию.                                                        Апреля 2. Произведен в вице-адмиралы.                                                                                 Июля 2. Пожалован в генерал-адъютанты с оставлением при прежней должности. В воспоминание пребывания в Константинопольском проливе вспомогательного российского отряда, награжден турецкою золотою медалью, осыпанною алмазами, для ношения в петлице и украшенным бриллиантами портретом султана, «для ношения в его присутствии».                                                                                                                        Августа 2. Назначен исправляющим должность главного командира черноморского флота и портов и Николаевского и Севастопольского военного губернатора.                                                                                                                   Апреля 24. Награжден орденом Св. Владимира 2 степ.
1834 г. декабря 31. Утвержден в занимаемых им должностях.
1834-1850 гг. Имея свой флаг последовательно на кораблях «Память Евстафия», «Варшава», «Силистрия» и «Двенадцать Апостолов», ежегодно плавал с флотом в Черном море.
1835 г. Вместо прежде пожалованной аренды 1000 р. повелено производить по 2000 р. За наваринское сражение награжден греческим командорским крестом Спасителя.
1837 г. сентября 13. Во время посещения Государем Императором Николаева и Севастополя, награжден  орденом Св. Александра Невского.
1838 г. Нa всеподданейшем докладе о сделанных распоряжениях по случаю крушения военных судов у абхазских берегов, Государь Император собственноручно изволил написать: прекрасно, и спасибо генерал-адъютанту Лазареву, славно и скоро распоряжается» .
1838-1840 гг. Командуя эскадрою, перевозил десантные войска на Кавказ и занял прибрежные пункты при  речках Туапсе, Псезуале, Субаши и Шапсухо. За успешное занятие этих пунктов, по Высочайшему повелению укрепление, построенное при р. Псезуале, названо фортом Лазарев.
1840 г. К получаемым вместо аренды, 2000 р. повелено прибавить еще 1000 р. с 1844 года, сроком на 12 лет.
1842 г. Пожалованы бриллиантовые знаки к ордену Св. Александра Невского, и Высочайше повелено носить  ему мундир 12 флотского экипажа в память командования экипажем в наваринском сражении.
1843 г. октября 10. Произведен за отличие в адмиралы.
1845 г. сентября 12. Награжден орденом Св. Владимира 1 степ.
1850 г. Награжден орденом Св. Апостола Андрея Первозванного.
1851 г. февраля 15. Для излечения болезни уволен за границу.                                     Апреля 11. Скончался в Вене и погребен в Севастополе, где ныне храм во имя Св. Владимира